Дочки регулярно убирают и моют дома, готовят еду. Когда одна из них видит невымытую посуду в раковине, то по-хозяйски закатывает рукава и принимается за дело: перемывает всю посуду, убирает со стола. Потом моет раковину и плиту, а если нужно, то и пол в кухне.
Я всегда искренне благодарила за всё. Но однажды дочь сказала мне: "Не надо говорить мне "спасибо". Потому что я делаю это и для себя. А так получается, что это не мой дом."
С тех пор, когда мне хочется поблагодарить моих детей за их работу, я говорю: "Как хорошо, что ты сделал это! Мне так нравится, когда у нас дома чисто и убрано! Даже настроение сразу становится лучше."
И часто вспоминаю Ледлофф, её рассказ о детях племени, которые по своей инициативе учавствуют во всех работах, которыми занимаются взрослые. И те принимают детей как равных, как со-трудников, а не как помощников и подсобных рабочих. Ведь если мы благодарим ребёнка, или поощряем его за его работу, тем самым мы отнимаем у него радость труда и сознание своей значимости в общем деле.